
To access this report in English, please click here.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Таджикистан остается наиболее уязвимым из центральноазиатских государств. За десять лет независимости страна пережила потрясения гражданской войны, а ее экономика оказалась на грани краха. Наркотики, беженцы и продолжающийся конфликт в Афганистане служат постоянным поводом для беспокойства, при этом политическая система остается хрупкой и чреватой взрывом насилия. Коррупция, местничество и внешняя угроза – все это мешает реализации мирного соглашения 1997 г., положившего конец пятилетней гражданской войне.
В этой войне противоборствовали силы светского прокоммунистического правительства и союза демократов и исламистов. Война также вызвала противостояние регионов, поскольку оплотом правительственных сил были север и юг, в то время как оппозиция была наиболее сильна в центре страны и на Памире. Война имела тяжелые последствия: от 60 000 до 100 000 человек были убиты около 600 тысяч граждан (или одна десятая часть населения) вынуждены были покинуть свои дома и еще 80 тысяч бежали из страны. Нанесенный войной ущерб оценивается в 7 миллиардов долларов США.
Устав от конфликта, таджики возлагали большие надежды на мирное соглашение. Однако их оптимизм постепенно угас. Хотя боязнь возобновления военных действий и присутствие российских войск в определенной мере являются стабилизирующими элементами, ряд факторов, как внутренних, так и внешних, могут снова серьезно дестабилизировать Таджикистан. Однако маловероятно, что каждый из них в отдельности имеет такой потенциал. Скорее, один из них подействует на другие, как кость домино, приводя в действие цепную реакцию нестабильности.
Перед Таджикистаном стоят четыре основные задачи: построение жизнеспособной политической системы и действующего государства; борьба с криминальными группировками, воинственными бандами и контрабандой наркотиков; обращение вспять экономического спада; установление добрых отношений с беспокойными соседями и региональными державами.
Создать политическую систему, представляющую широкий круг интересов, будет нелегко. Включение исламистской оппозиционной партии в состав правительства в 1997 г. стало огромным шагом вперед, но тяга президента Эмомали Рахмонова к авторитаризму грозит разрушить этот исторический компромисс. Он укрепил исполнительную власть и раздал большинство правительственных должностей людям из своей родной Кулябской области, заменив ими иногда более квалифицированных сотрудников из других регионов. Он также контролирует парламент страны – около 90 процентов депутатов принадлежит к его лагерю. Судебная власть все больше используется против оппозиции. Большинство средств массовой информации остается под влиянием правительства.
Фальсификация президентских и парламентских выборов формально оставила Рахмонова без конкурентов, но борьба за власть между соперничающими группировками элиты и регионами по-прежнему грозит дестабилизировать политическую систему.
Компромисс между исламистской оппозицией и правительством положил конец войне, но также серьезно ослабил оппозицию, лишив ее многих сторонников. Некоторые из них обратились к более радикальным группам, в том числе к Хизб ут-Тахрир который стремится к созданию исламского халифата на территории всей Центральной Азии.
Правительство также не смогло вовлечь в мирный процесс полевых командиров, отказавшихся принять мирное соглашение 1997 г. Гармская область и Каратегинская долина в центральном Таджикистане остаются большей частью вне контроля правительства. Вооруженные банды терроризируют общины мародерством, грабежами и захватом заложников. В результате строгих мер, принятых правительством, некоторые наиболее опасные лидеры бандитских формирований были устранены, но чрезмерное насилие, которое при этом применялось, может дать обратный результат.
Бойцы оппозиции вошли в состав национальных вооруженных сил, однако нехватка средств оставляет многих из них, по существу, безработными. Предоставить им другие возможности трудоустройства оказалось непросто, и некоторые из них встали на путь преступлений и бандитизма.
За годы гражданской войны значительная часть инфраструктуры была разрушена. Российский экономический кризис 1998 г. и четыре года жестокой засухи нанесли еще больший экономический урон. Коррупция и кумовство распространены повсеместно, а экономика, по оценкам, на 30-50 процентов связана с наркоторговлей. Около 30 процентов трудоспособного населения не имеет работы, а 80 процентов населения живет за чертой бедности. Эмиграция в Россию и другие страны СНГ является стабилизирующим фактором, однако недавние события свидетельствуют о том, что эти страны занимают более жесткую позицию в отношении иммигрантов.
Афганистан также представляет собой серьезную угрозу стабильности в Таджикистане. Бульшая часть 1300-километровой границы проходит по трудно охраняемой территории, и таджикские власти постоянно говорят о своей озабоченности по поводу незаконного проникновения наркотиков, оружия и людей. Почти 150 тысячам беженцев на афганской стороне было отказано в доступе на территорию Таджикистана из-за отсутствия в стране финансовых ресурсов. Также существуют опасения, что беженцы могут способствовать возрождению исламской воинственности и контрабанды наркотиков.
В 1999 и 2000 гг. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) предприняло вооруженные вторжения в Кыргызстан с таджикской территории. Во время гражданской войны в Таджикистане члены ИДУ воевали на стороне оппозиции и укрывались в контролируемых оппозицией районах до тех пор, пока не перебрались в Афганистан в начале 2001 г., чтобы воевать вместе с талибами. Многие из примерно 3000 боевиков ИДУ в Афганистане были, возможно, убиты в ходе военных операций США и Северного Альянса, но некоторые могли вернуться в Таджикистан. Любые остаточные силы ИДУ создают угрозу безопасности Таджикистана и его отношениям с Узбекистаном, который пригрозил военными действиями тем, кто укрывает ИДУ.
Таджикистан находится на перепутье. Руководство страны должно выбирать: либо вступить на путь экономических реформ и демократизации, либо привести страну на грань экономического, а затем и политического краха. Хотя Афганистан представляет угрозу для внутренней стабильности, недавние события предоставили Таджикистану благоприятную возможность, поскольку международная гуманитарная и иная помощь Таджикистану будет, скорее всего, увеличиваться. При разумном использовании такая помощь может оказать стабилизирующее влияние.
С другой стороны, слабое политическое руководство, по-прежнему существующее кумовство и повсеместно распространенная коррупция могут существенно снизить пользу от помощи. В худшем случае увеличение объема помощи может просто усилить разрыв между малочисленной и богатой правящей элитой и остальным населением и тем самым способствовать развитию нестабильности, которую призвана предотвратить.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВУ ТАДЖИКИСТАНА
1. Включить бывших оппозиционеров в структуры государственного управления на всех уровнях, как того требует мирное соглашение 1997 г.
2. Прекратить избирательное преследование бывших членов оппозиции за преступления, предусмотренные в Законе об амнистии от 1997 г.
3. Отменить цензуру и упростить процедуру лицензирования СМИ.
4. Пересмотреть Закон о выборах для обеспечения большей прозрачности выборов и более высокой степени правовой защиты для политических партий.
5. Сделать процесс назначения на государственные должности более прозрачным и профессиональным, чтобы уменьшить влияние коррупции и клановых связей.
6. Создать рабочую группу по борьбе с коррупцией при участии представителей правительства, парламента, оппозиции, прессы, НПО и сообщества доноров.
7. Продолжить усилия по установлению законности и порядка на территории страны, но при повышенном контроле за деятельностью органов безопасности, милиции и судебных органов, и реформировании этих структур.
8. Прекратить преследование мусульман под видом борьбы с экстремистскими группами.
ПРАВИТЕЛЬСТВУ УЗБЕКИСТАНА
9. Возобновить транспортное сообщение с Таджикистаном с принятием соответствующих мер безопасности; улучшить качество подготовки сотрудников таможни и наблюдения за их работой с целью уменьшения коррупции и других злоупотреблений.
10. Убрать мины с таджикской границы.
ИНОСТРАННЫМ ДОНОРАМ
11. Увеличить масштабы содействия в:
* обеспечении продовольствием и сокращении бедности; * реабилитации бывших бойцов ОТО; * снижении потребности в наркотиках и их пагубного влияния; * развитии транспортной и энергетической инфраструктуры; * развитии средств массовой информации.
12. Разработать скоординированную программу политического давления, обучения и выделения ресурсов для того чтобы подтолкнуть правительство к решению проблемы коррупции.
13. Создать временный координационный орган для повышения эффективности проектов содействия.
14. Направлять помощь через традиционные местные структуры и нарождающиеся НПО, а не через правительство.
Ош/Брюссель, 24 декабря 2001 г.
Any comments about this publication? Click here
|