Uzbekistan at Ten - Repression and Instability (Russian Language Version)

Узбекистан играет роль стержня в Центральной Азии. Это наиболее густонаселенная и сильная в военном отношении страна региона, а узбеки, проживающие в соседних странах, составляют довольно многочисленные меньшинства. Однако по мере того как страна собирается отметить десятилетие своей независимости, внутренние и внешние противоречия угрожают разрушить хрупкий фасад стабильности. В то время как правительство без колебаний возлагает вину за свои невзгоды на внешние силы и, действительно, склонно преувеличивать влияние этих сил, ясно, что самым главным фактором роста нестабильности является неспособность Узбекистана принять и осуществить реальную политическую и экономическую реформу.
Появляется все больше свидетельств того, что «уникальная модель построения государства» в Узбекистане разваливается. За последние два года имели место взрывы бомб в столице (февраль 1999 г.) и вооруженные вторжения Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в Узбекистан и Кыргызстан (летом 1999 и 2000 гг.). Но не это усиливает вероятность гражданских волнений: движущей силой становятся двойные тиски жестоких политических репрессий и отчаянной экономической ситуации, что явствует из протестов, которые прошли в этом году в Ташкенте, Андижане и Джизаке по поводу изъятия урожая и удержания в тюрьмах политических заключенных.
В ранний период независимости многие наблюдатели приписывали относительную социально-экономическую и политическую стабильность Узбекистана авторитарному политическому режиму Президента Ислама Каримова. Несмотря на порой ужасающие факты нарушения прав человека в стране и, невзирая на протесты правозащитных организаций, и все больше подавляемых оппозиционных групп, международная финансовая помощь (в том числе и в области безопасности) продолжала поступать. По иронии, международное сообщество, закрывая глаза на частые злоупотребления правительства Узбекистана, тревожащегося по поводу исламского радикализма в регионе, непреднамеренно помогло создать именно те условия, которых больше всего боялось. Усиливающие политические репрессии и нищета создают теперь плодородную почву для насилия, нестабильности и растущей активности исламистских экстремистских групп. Авторитарный подход в лучшем случае задержал, но не рассеял нависший экономический и политический кризис.
Правительство Узбекистана затрачивает огромные финансовые, человеческие и прочие ресурсы, чтобы поддерживать авторитарное правление и держать под контролем соперничающие внутренние группировки, возникшие на основе местнических, этнических и клиенталистских связей. Установление почти абсолютной власти высших руководителей было достигнуто лишь благодаря жестокой расправе над людьми с нерадикальными взглядами, а также благодаря разделению власти с последними советскими бюрократами в «силовых» министерствах. Авторитарная внутренняя политика Ташкента разожгла политический кризис, отмеченный плохим управлением, появлением сильной исламистской оппозиции, экономическими вывихами, эндемической коррупцией, растущей неудовлетворенностью правительством, плохими отношениями с соседними странами и продолжающимся смятением в регионе.
Консолидация антиправительственных сил в будущем весьма вероятна, что вызывает тревогу по поводу смены власти в Узбекистане после завершения правления Каримова. В ситуации, когда институты гражданского общества в целом отсутствуют, а альтернативные политические фигуры и группы действуют подпольно и тайно, вероятность кровавого гражданского конфликта в борьбе при смене существующего руководства весьма реальна. Если в Узбекистане разразится насилие, оно эхом отзовется по всей Центральной Азии и будет иметь значение для безопасности Европы, Китая, России, Ближнего Востока и США. Единственный способ рассеять разворачивающийся кризис — укрепить демократию и либерализировать экономику Узбекистана, которая все еще остается сильно централизованной. Поскольку очевидно, что правительство Каримова не будет предпринимать никаких шагов навстречу реформе без существенного давления как изнутри, так и извне, дружественные Узбекистану правительства должны пересмотреть свой нынешний политический подход. Возможность избежать конфликта в регионе может скоро исчезнуть.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Правительству Узбекистана:
1. Правительство должно разрешить оппозиционным группам, в том числе Народному движению «Бирлик» и Демократической партии «Эрк», зарегистрироваться в качестве политических партий.
2. Правительство должно позволить правозащитным организациям, таким как Общество защиты прав человека в Узбекистане и Независимое общество защиты прав человека в Узбекистане, зарегистрироваться в качестве неправительственных организаций; правительство должно дать указания службам безопасности прекратить запугивание персонала этих организаций.
3. Следует направлять больше средств непосредственно на улучшение уровня жизни в стране, а не на усиление и без того значительной роли милиции и военных.
4. Необходимо защищать конституционное право исповедовать религию в частной жизни открыто, свободно и без вмешательства. Правительство должно реализовать конституционное отделение религии от государства и прекратить практику назначения спонсируемых государством исламских лидеров.
5. Необходимо поддерживать разделение и равенство исполнительной, судебной и законодательной власти, провозглашенных в Конституции.
6. Правительство должно бороться с противозаконными действиями служб безопасности, такими, как преследование журналистов и правозащитников.
7. Правительство должно прекратить настраивать против себя этнические меньшинства, остановив, к примеру, депортацию этнических таджиков из зоны вблизи узбекско-таджикской границы в Сурхандарьинской области, что никак не улучшает ситуацию с точки зрения безопасности, а лишь служит усилению напряженности.
Международному сообществу
8. Международное сообщество, в частности США, страны Европейского Союза и Япония, должны действовать более дифференцировано в ответ на проблему исламистского экстремизма, отдавая отчет в том, что безоговорочная поддержка светских диктаторских режимов только раздражает мусульманские общины Центральной Азии, порождая экстремизм и антизападные настроения.
9. Правительства, оказывающие донорскую помощь Узбекистану, должны занять четкую позицию в том, что их содействие будет зависеть от политической либерализации, включая такие меры, как регистрация оппозиционных партий и правозащитных организаций, что поможет создать законную политическую оппозицию и свободное гражданское общество.
10. Правительство США, в соответствии с условиями Программы совместной борьбы с угрозой (Cooperative Threat Program) и Поправка Лэйхи (Leahy Amendment) к Акту об иностранной помощи (Foreign Operations Assistance Act), должно прекратить содействие в области безопасности до тех пор, пока ситуация по соблюдению прав человека в Узбекистане, включая действия служб безопасности, существенно не улучшится, а также, в соответствии с Актом о международной свободе религии (International Freedom of Religion Act), поставить будущее Узбекско-Американской Комиссии в зависимость от усилий Узбекистана по борьбе с нарушением прав человека, а именно — преследованием граждан на основании религиозных убеждений.
11. США, Европейский Союз и Япония должны потребовать расследование дела главы Кашкадарьинского отдела Общества защиты прав человека в Узбекистане Шоврика Рузимурадова, который был задержан милицией и умер во время пребывания под стражей.
12. Международные финансовые институты должны обусловить свою помощь существенными сдвигами и результатами, которых узбекское правительство должно добиться в плане открытости экономики, установления власти закона и развития демократии.
Ош — Брюссель, 21 августа 2001 г.
Any comments about this publication? Click here
|