Kyrgyzstan at Ten: Trouble in the "Island of Democracy" (Russian Language Version)

На протяжении почти десятилетия с момента обретения независимости Кыргызстан называли островом демократии и стабильности в Центральной Азии. По сравнению с другими государствами региона, в стране действительно были проведены более глубокие экономические реформы, а гражданскому обществу и оппозиционной политической деятельности был предоставлен больший простор для развития. Однако события последнего времени указывают на то, что эта стабильность хрупка, а с трудом завоеванные достижения демократии разрушаются. Если правительство Кыргызстана прибегнет к авторитарным методам или рухнет под тяжестью разрушающейся экономики, надежды международного сообщества на создание модели экономической и политической реформы в Центральной Азии сбудутся нескоро.
Самой большой угрозой политической стабильности остается общественное недовольство экономическим положением. Более 60 % населения живет за чертой бедности. Хотя правительство взялось за осуществление самых смелых экономических реформ в регионе, эти усилия еще не привели к такому существенному экономическому росту, чтобы остановить устойчивое снижение уровня жизни.
В 2000 и 2001 гг. в Бишкеке, Нарыне, Джалал-Абаде и других местах имели место вспышки протеста против роста цен, зарплаты, застывшей на низком уровне и безработицы. Хотя до сих пор масштаб протестов был скромным, повсеместные публичные демонстрации и волнения окажутся не за горами, если экономическая ситуация будет оставаться столь же безрадостной. Этой осенью цены на продукты питания, вероятно, снова повысятся, усугубляя социальную напряженность в стране, уже страдающей от острого внутриполитического раскола, этнической напряженности, военных вторжений боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и споров с соседними странами по поводу ресурсов, безопасности и границ.
Все это происходит на фоне попыток правительства ограничить как личные свободы, так и политическую оппозицию. В последние несколько лет, особенно во время президентских выборов 2000 г., Аскар Акаев ужесточил контроль над страной. Несмотря на свою репутацию первого демократа в регионе, уже на старте своего правления он начал кампанию по уменьшению влияния оппозиции. В последние годы нападки на оппозиционных политиков и журналистов усиливались, а исполнительная власть все больше использовала в целом послушную ей судебную систему в качестве главного инструмента для того, чтобы заставить замолчать политических противников и критически настроенные СМИ.
В 2000 г. бывший вице-президент и бывший министр государственной безопасности Феликс Кулов, которого многие считали сильнейшим потенциальным соперником в президентской гонке, был приговорен к длительному сроку тюремного заключения после того, как ему было отказано в праве претендовать на президентство на формальном основании. Аналогичным образом Топчубек Тургуналиев - правозащитник и лидер партии «Эркиндык» также оказался в тюрьме.* Обвинения против обоих имели очевидную политическую подоплеку, равно как и решение Верховного Арбитражного Суда о закрытии газеты «Асаба» — одной из самых популярных оппозиционных газет страны.
Оказавшись под усиливающимся давлением, оппозиционные партии признали необходимость объединить свои силы для выживания. В апреле 2001 г. десять крупных оппозиционных партий сформировали широкую коалицию — Народное патриотическое движение. Пока неясно, сможет ли эта оппозиционная коалиция стать эффективным противовесом Президенту и его сторонникам. Хотя оппозиции удалось возбудить общественное беспокойство по поводу планов Президента Акаева сделать территориальные уступки Узбекистану и Китаю для регулирования пограничных споров. В 2001 г. парламент отклонил меморандум, подписанный премьер-министрами Узбекистана и Кыргызстана о передаче земель, а правительству с трудом удается замять скандал, вызванный утечкой информации о двух тайных пограничных соглашениях с Китаем, подписанных в 1996 и 1999 гг. Если эти соглашения будут ратифицированы, Китаю отойдет более 100 тысяч гектаров кыргызской земли. Парламентская оппозиция даже пригрозила процедурой импичмента Президенту Акаеву за такое решение вопросов о границах, и, хотя это, скорее всего, лишь пустая угроза, она высвечивает многие острые углы существующей политической ситуации. Наблюдаются также признаки того, что Президент Акаев, возможно, сталкивается с некоторым сопротивлением и в рядах своих сторонников. Все это, вместе взятое дает основание полагать, что вероятность политического кризиса, который может разжечь жестокий конфликт в Кыргызстане, значительно возросла.
Попытки правительства подавить религиозные движения, такие как Хизб ут-Тахрир, создавшие прочный плацдарм в южном Кыргызстане, вносят свою лепту в атмосферу нестабильности, так же, как и опасения по поводу возобновления вторжений ИДУ и споры с соседними Узбекистаном и Таджикистаном о том, как лучше всего справиться с этой угрозой. По-прежнему существует значительный риск военного вмешательства Узбекистана в южном Кыргызстане, если узбекское правительство сочтет, что Бишкек действует недостаточно эффективно для того, чтобы остановить ИДУ. Даже небольшая по масштабам интервенция со стороны Узбекистана может вызвать страхи, что Ташкент стремится аннексировать территорию и, возможно, спровоцирует столкновения между узбекскими и кыргызскими общинами.
Кыргызстан стоит перед выбором: либо с новой силой осуществлять истинные экономические и политические реформы, либо следовать по пути авторитаризма. Экономические реформы не улучшили уровень жизни, поскольку им мешают коррупция и кумовство. Слабая правовая система и вмешательство правительства в деловую активность означают, что в стране еще не создан благоприятный инвестиционный климат.
Международная поддержка — и конструктивное давление — будут решающими в содействии Президенту Акаеву, который должен сделать более ответственный политический выбор. Если президент будет продолжать следовать нынешним курсом, вероятность насилия, которое нанесет еще больший ущерб перспективам развития региона, будет возрастать, и некогда славный «остров демократии» исчезнет в море нестабильности.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВУ КЫРГЫЗСТАНА: 1. Дать новый толчок экономическим реформам, ставя во главу угла снижение уровня бедности и улучшение инвестиционного климата.
2. Разрешить свободное объединение политических групп и проследить, чтобы законодательство не являлось помехой в регистрации этих политических организаций. Предоставить амнистию политическим оппонентам, которых посадили в тюрьму в ходе предвыборной кампании, предшествовавшей президентским выборам 2000 г.
3. Приступить к осуществлению правовых реформ, предоставив действительную независимость судебным органам, утвердив антикоррупционные уставы, введя правила лоббирования.
4. Приватизировать государственные печатные средства массовой информации и превратить государственное телевидение в независимую корпорацию, управляемую неполитическим органом и имеющую свой собственный источник финансирования. Реформировать законы о клевете, сделав подобные вопросы предметом гражданского, а не уголовного права, а также сократить размер выплат с тем, чтобы обвинения в клевете не использовались для приведения оппозиционных СМИ к банкротству.
5. Сократить число служащих государственного аппарата, сделать процедуру назначения более прозрачной и предоставить этническим узбекам более широкое представительство в правительстве, судебных органах и милиции.
6. Снять запрет на деятельность партии Хизб ут-Тахрир и начать диалог с членами партии, мусульманскими учеными, СМИ и НПО.
7. Избирать, а не назначать областных руководителей, чтобы снизить коррупцию и обеспечить более сильное местное представительство.
8. Прекратить использование референдумов для обхода парламентских решений и, в частности, прекратить «пакетирование» вопросов референдумов, которое практикуется с целью обойти мнение электората по отдельным вопросам.
СООБЩЕСТВУ СТРАН-ДОНОРОВ:
9. Главные страны-доноры, особенно США, страны Европейского Союза и Япония, должны дать ясно понять, что возможность отсрочки выплаты долга Кыргызстана и продолжение содействия будет зависеть от дальнейших экономических реформ и немедленного улучшения отношения к оппозиционным группам, журналистам и другим институтам гражданского общества.
10. Доноры должны тесно взаимодействовать с кыргызскими властями, местными НПО, СМИ, а также с местным и международным деловым сообществом с целью сокращения коррупции и занять четкую позицию за укрепление правового общества; заинтересовать парламент в принятии законов о лоббировании и запрещению взяточничества; усилить помощь в области правового обучения.
11. Доноры должны помочь кыргызским властям улучшить обучение журналистов и предоставить финансовую поддержку независимым СМИ, чтобы сократить их техническую зависимость от государства, к примеру, путем финансирования независимого издательства.
12. Эти страны должны помочь кыргызским властям в их нынешних усилиях по реформированию правительственных структур, путем обучения государственных служащих и содействия внедрению новых стандартов кадрового руководства.
Ош — Брюссель, 28 августа 2001 г.
Any comments about this publication? Click here
|